Экологический аудит – что это такое и зачем нужен, подробный обзор
Сообщаем Вам, что данная статья устарела и может использоваться только для осведомительных целей, либо для расширения кругозора. На нашем сайте есть новые статьи, и мы рекомендуем обратить на них внимание:
- Требования для объектов 3 категории НВОС
- Требования для объектов 4 категории НВОС
- Можно ли установить СЗЗ для чужого объекта?
- Как учитывать передвижные источники выбросов?
Большинство обследований и иных работ в области защиты окружающей среды бизнес заказывает, ориентируясь, прежде всего, на требования законодательства. Но их также проводят и добровольно, так как они признаны успешным инструментом формирования эффективной природоохранной политики и улучшения результатов деятельности.
В числе востребованных услуг — экологический аудит. Эта процедура подразумевает комплексную оценку выполнения предприятием установленных критериев в соответствующей области и составление рекомендаций по более продуктивному решению выявленных проблем. Понятие, принципы и порядок проведения аудита определены правовым регулирующим актом — федеральным законом РФ № 7 от 10.01.02.
Кто заказывает экологический аудит?
Инициаторами могут стать:
Учредители либо руководители хозяйствующего субъекта. Cторонние лица (граждане или другие компании), которым нужны объективные данные о состоянии какого-либо объекта с точки зрения воздействия на окружающую среду. Общественные организации или государственные надзорные инстанции, контролирующие соблюдение экологических нормативов с помощью аудита.
Процедура актуальна по нескольким причинам. Во-первых, это сложность организации качественной работы по данным вопросам. Нормативная база полна непонятных и противоречивых требований. Исполнить их точно — крайне проблематично. Только при консультативной и практической поддержке экспертов природопользователям удается справиться с задачей, поставленной государством, а также избежать штрафов и чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, не многие предприятия располагают достаточным штатом квалифицированных экологов. В результате внутренний экологический аудит организуется неправильно, система контроля разрабатывается с изъянами и не обеспечивает должной эффективности.
В-третьих, лишь многократное повторение процедуры позволяет найти оптимальную схему применения законодательства и взаимодействия с органами власти. Это возможно только у независимых специалистов, которые выполняют подобные проверки регулярно.
Немаловажный фактор — возможность увидеть, как обстоят дела с природоохранными мероприятиями, свежим взглядом. Объективное обследование выявляет проблемы и дает решения.
Таким образом, заказчики экологического аудита ставят перед экспертами следующие задачи:
- тщательно проверить работу компании и предложить подробный план по доведению деятельности до нормативного уровня;
- посодействовать внедрению современных методик охраны окружающей среды и управления с целью удовлетворения ожиданий контролирующих ведомств, общества и активистов, а также оптимизации бизнес-процессов;
- разработать индивидуальную экостратегию предприятия;
- найти новые, перспективные решения.
Задачи могут дополняться или меняться в зависимости от реального положения дел или особых запросов клиента.
Виды процедуры
- Обязательная и инициативная.
Первая проводится по требованию надзорных органов и предполагает оценку соблюдения положений законодательства. Экологический аудит часто становится одним из важных этапов другого процесса, например, приватизации, реструктуризации, банкротства, лицензирования и т. п. Добровольную проверку назначает руководство фирмы.
- Внутренняя и внешняя.
Периодически контролировать, что система экологического менеджмента не отклонилась от стандартов и изначальных критериев, могут и сотрудники собственной службы аудита предприятия. Однако такие исполнители не в состоянии сделать это полноценно. Как минимум невозможно обеспечить беспристрастность выводов. Кроме того, штатные сотрудники не всегда проходят дорогостоящее специальное обучение, без которого сложно находить и внедрять новые технологии, к примеру, по сбору и очистке отходов.
Поэтому проверку целесообразно поручить команде сторонних аудиторов с соответствующим опытом и допусками, особенно если планируется сертификация по международным стандартам либо перед приходом уполномоченных инстанций с инспекцией.
Принципы экологического аудита
При проведении процедуры должна быть гарантирована:
- независимость специалистов-исполнителей и объективность оценки. В частности, для этого запрещается заказывать проверку у аудитора, который связан с объектом исследования трудовым контрактом или состоит в родственных отношениях с его руководителями, собственниками, работниками;
- профессиональная компетентность. Для подтверждения предоставляется лицензия, дающая обладателю официальное право оказывать услугу экологического аудита, документы о пройденных курсах переподготовки и повышения квалификации;
- полнота и достоверность предоставляемой информации;
- выполнение работ по четкому и заранее утвержденному плану;
- всесторонний анализ;
- конфиденциальность. Аудиторы не вправе разглашать любые сведения об исследуемом объекте, полученные в ходе экологического аудита;
- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Этапы проведения
1) После выдвижения и принятия соответствующей инициативы начинается подготовка процедуры. Следует тщательно продумать, обсудить и документально зафиксировать задачи и цели будущего обследования, выбрать конкретные кандидатуры экспертов и главного специалиста, поставить сроки.
На этом же этапе определяются объекты для изучения и анализируется проектная документация. Аудиторы предварительно знакомятся с данными, устанавливают их адекватность и достаточность. Итогом подготовки становится план экологического аудита и график работ исходя из фактической занятости сотрудников заказчика, которые будут задействованы в ходе процедуры.
Предварительная оценка ситуации займет больше времени при низком качестве сопроводительной документации, повышенной сложности объекта, разрозненности или отсутствии необходимых данных вследствие утери.
2) Основная часть включает:
- сбор и регистрацию сведений и свидетельств;
- установление действующей схемы экологического контроля, аудит работы профильной службы или отдельного ответственного сотрудника;
- проверку документации на соответствие положениям законодательства;
- осмотр помещений, прилегающих территорий, а также санитарно-защитной зоны объекта.
Ведется запись процедуры: документы, данные и свидетельства заносятся в протокол и остаются у аудиторов до завершения сотрудничества.
По итогам составляется заключение, в которое входит:
- введение (сведения об аудиторской организации и составе команды проверяющих);
- аналитика (описание объекта обследования, выявленные результаты природоохранной работы фирмы и факты отступления от нормативов);
- выводы (оценка воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду, требуемые меры по снижению негативного влияния и последствия при отказе от них).
3) Экологический аудит завершается совещанием с руководством клиента, представлением и обсуждением заключения. Специалисты доводят для сведения видение положения дел в природоохранной сфере предприятия и предъявляют аргументы. Спорные вопросы рассматриваются отдельно и более детально.
После согласования выполненных работ оформляется отчет, где отражаются результаты, рекомендации и возражения по несоответствиям. Документ предоставляется в распоряжение заказчика.
Что дает проведение экологического аудита?
Если это не обязательная проверка, назначенная Росприроднадзором или иными контролирующими органами, значит, бизнес просто видит выгоду в дополнительной объективной оценке и получении советов признанных экспертов.
После глубокого обследования природоохранной системы фирмы происходят следующие позитивные изменения:
- снижается риск случайных выбросов;
- государственные проверяющие реже находят нарушения и прибегают к санкциям (независимые специалисты выявляют и помогают ликвидировать ошибки и упущения в процессах и документах, то есть предупреждают претензии);
- сокращаются затраты (благодаря внедрению более эффективных технологий и применению прогрессивных решений в экологической сфере);
- открываются мировые рынки, повышается лояльность отечественных потребителей (если итоги аудита подтверждают соблюдение мировых стандартов);
- реализуется одно из условий для получения сертификата по ISO 14000.
Если Вы намерены усовершенствовать бизнес и выполнить обязательные требования к организации природоохранной деятельности, поможет компания «СИСТЕМАЭКО». В частности, здесь в любой момент можно заказать и получить проект санитарно-защитной зоны, провести паспортизацию отходов независимо от класса опасности, оценку фактического воздействия на окружающую среду. Доступен широкий спектр услуг: инвентаризация источников выбросов, расчет предельно допустимых выбросов, разработка мероприятий по сокращению выбросов в неблагоприятных погодных условиях и другие. Свяжитесь с нами через форму обратной связи или по телефону 8 (861) 248 93 87.
Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗА, проект СЗЗ, ОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.