Статья о вводе Постановления Правительства РФ № 222 или СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Сообщаем Вам, что данная статья устарела и может использоваться только для осведомительных целей, либо для расширения кругозора. На нашем сайте есть новые статьи, и мы рекомендуем обратить на них внимание:

Требования для объектов 3 категории НВОС

Требования для объектов 4 категории НВОС

Можно ли установить СЗЗ для чужого объекта?

Как учитывать передвижные источники выбросов?

15 марта 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

 Заказать проект СЗЗ у нас. Стоимость от 90 тыс. руб.

В настоящей статье мы ответим на следующие вопросы:

- Продолжают ли применяться положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)?

 - Обязательны ли к применению положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, посвящённые порядку установления санитарно-защитных зон, учитывая, что соответствующие нормы, включённые в раздел IV "Установление размеров санитарно-защитных зон", частично противоречат положениям Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222?

  Природопользователям должно быть известно, что Постановление Правительства РФ имеет большую юридическую силу, что само по себе указывает на неприменение положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в части, противоречащей Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 Согласно абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (абзац введён Федеральным законом № 135 от 01.07.2017; соответствующее положение закона вступило в силу с 30.09.2017 г.):

- порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

 Как указано выше, Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 вступило в силу 15.03.2018 г.

Таким образом, с 15.03.2018 г. требования к порядку установления санитарно-защитных зон определены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 Вместе с тем, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не были отменены либо частично отменены в связи с вступлением в силу абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и/или Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 Однако ввиду:

1) большей юридической силы Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222;
2) того, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" порядок установления СЗЗ утверждается Правительством РФ, а не каким-либо органом исполнительной власти, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подлежат применению только в части, не противоречащей Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 В связи с указанным, по нашему мнению, не подлежат применения положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в случае, если такие положения противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

 Например, положение о необходимости представления для установления СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности предварительного заключения территориального органа Роспотребнадзора:

- не соответствует перечню документов, представляемых для установления СЗЗ в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г., как следствие,- не должны применяться владельцами таких объектов и производств при формировании пакета документов для подачи в уполномоченный орган исполнительной власти при установлении СЗЗ;

- не должны применяться при рассмотрении уполномоченными органами исполнительной власти представленного пакета документов для установления СЗЗ.

 Также следует учитывать, что предметом регулирования Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, охватываются вопросы:

а) определения содержания проекта СЗЗ, представляемого для установления СЗЗ;

б) установления ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ объектов.

При этом соответствующие положения частично не совпадают с аналогичными положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 Для наглядности представим примеры различий в табличном виде:

 

Требования к содержанию проекта СЗЗ.

Проект СЗЗ должен содержать:
а) сведения о размерах СЗЗ;
б) сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны; перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, использование земельных участков в которых запрещено Правилами (в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

 - размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

При этом в проекте СЗЗ должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости.

 

Различия:
1) Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 не предусматривает необходимость включения в проект СЗЗ:
- мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функционального зонирования территории санитарно-защитной зоны;
- мероприятий и средств на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости.
2) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусматривает необходимость включения в проект СЗЗ:
обоснования возможности использования земельных участков для целей, использование земельных участков в которых запрещено Правилами (в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)).

Ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

В границах СЗЗ не допускается:
1) использование земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями;
2) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.
 
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

1) В СЗЗ не допускается размещать:
- жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
- ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков,
- другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
 
2) В СЗЗ и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать:
- объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм;
- склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
- объекты пищевых отраслей промышленности,
- оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов,
- комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
 
3) В СЗЗ допускается размещать:
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
- помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель),
- здания управления,
- конструкторские бюро,
- здания административного назначения,
- научно-исследовательские лаборатории,
- поликлиники,
- спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа,
- бани, прачечные,
- объекты торговли и общественного питания,
- мотели, гостиницы,
- гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
- пожарные депо,
- местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
- артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Различия:
1) Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 не предусматривает перечень объектов, которые допускается размещать в СЗЗ, ограничиваясь перечнем объектов, которые не допускается размещать в СЗЗ;
2) Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 предусматривает условие для размещения отдельных объектов в СЗЗ объекта капитального строительства –
обоснование отсутствия нарушения требований к качеству и безопасности лекарственных средств, сырья, воды и продукции (пищевой, сельскохозяйственной), в результате химического, физического и (или) биологического воздействия объекта, в отношении которого установлена СЗЗ.

 
Как в том, так и в другом случае в приведённых примерах при решении вопросов об:
1) определении требований к содержанию проекта СЗЗ, представляемого для установления СЗЗ;
2) установления перечня ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ.

 

Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗАпроект СЗЗОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.

Нормативные документы