Как учитывать передвижные источники выбросов

Нужна Инвентаризация источников выбросов? У вас сложный объект и хотите довериться только профессионалам? Мы готовы вам помочь. Звоните. Сформируем для Вас оптимальное предложение.

Начнем с самого начала, с определения источника выброса.

Извлечение ст. 1. Федерального закона № 96 от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха»:

- источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

- стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

- передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Что можно понять из этих определений?

1-е: стационарный источник выброса – это источник выброса.

2-е: передвижной источник – это не источник выброса, а транспортное средство?

3-е: стационарный источник выброса имеет определенное местоположение.

4-е: передвижной источник не имеет определенного местоположения?

Другими словами, если перед нами источник выброса, и мы можем определить его местоположение, то это стационарный источник.

Если перед нами транспортное средство, которое едет по маршруту от пункта А до пункта Б с остановками или без, то это передвижной источник.

Если перед нами сооружение (например, асфальтированная стоянка транспорта, асфальтированный проезд транспорта, сооружение на котором работает транспорт), местоположение которого можно определить с применением единой государственной системы координат, то это стационарный источник выброса.

Если читателя смутило, что асфальтированная дорога является сооружением, то вот формулировка из федерального закона.

Извлечение ст. 3. Федерального закона № 257 от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»:

3) искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств […].

Таким образом, асфальтированная дорога – это сооружение.

Чтобы окончательно запутать природопользователя законодатель придумал дополнительный термин, помимо «источник выброса», появился термин «ИЗАВ», который повсеместно используется в Приказе Минприроды России № 871 от 19.11.2021 «Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух…».

Извлечение п. I. Приказа Минприроды России № 871 от 19.11.2021 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух…»:

1. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

Попытаемся приблизится к пониманию термина ИЗАВ:

Коротко можно сформулировать определение термина следующим образом: «Стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – это также источник загрязнения атмосферного воздуха и также это ИЗАВ».

Однако, во многих пунктах того же приказа передвижной источник определяется как ИЗАВ. Например:

Извлечение п. I. Приказа Минприроды России № 871 от 19.11.2021 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух…»:

5. При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

Более точного определения ИЗАВ нет в ни в Приказах, ни в федеральных законах. А то, что есть ставит перед нами больше вопросов, чем ответов. Например, если опираться на определение в п. 1 Приказа № 871 и прямо расшифровать термин «передвижной ИЗАВ», то получится:

«Передвижной ИЗАВ – это передвижной стационарный источник выбросов». Этот вариант трактовки, на наш взгляд, не верен, так как противоречит другим пунктам Приказа №871.

п. 5. Приказа № 871 гласит, если выбросы от передвижных ИЗАВ учтены как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов не требуется. 

Извлечение п. I. Приказа Минприроды России № 871 от 19.11.2021 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух…»:

5. […] Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

На наш взгляд повторный учет выбросов, это когда учтен стационарный источник (например, стоянка на 100 м/мест), и дополнительно учтены передвижные источники (например, 30 машин на балансе предприятия) на этой стоянке. Тем самым выброс «задваивается». Следовательно, на стоянке не 100, а 130 машин, что нарушает принцип п.5 Приказа № 871.

Приведем другой пример. На предприятии 2 стоянки по 100 м/мест и асфальтированная дорога. На наш взгляд, опираясь на п. 5 Приказа № 871, допустимо учесть 3 стационарных источника (например: 6001 и 6002 стоянки транспорта, а также 6003 проезд транспорта) и не учитывать дополнительно передвижные источники, чтобы избежать повторного учета, так как они уже учтены в стационарных. (P.S. в конце статьи мы приведем пример как смотрят на этот Приказ некоторые территориальные Управления Росприроднадзора)

Кроме того, п. 15 Приказа № 871 разрешает нумерацию передвижных источников как стационарные источники (например: 6001, 6002 и тд.). По нашему мнению, такое допущение справедливо в том случае, если передвижные источники учитываются как стационарные неорганизованные источники выбросов (например: стоянка транспорта, проезд автомобильного или железнодорожного транспорта).

Извлечение п. 15. Приказа Минприроды России № 871 от 19.11.2021 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух…»:

[…] Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ.

При проработке вопроса учета передвижных ИЗАВ мы запросили в Министерстве природных ресурсов РФ дополнительное разъяснение, на что государственный орган нам ответил:

 Извлечение Разъяснение по вопросу проведения инвентаризации выбросов и расчетов рассеивания выбросов № 12-47/43001 от 28.10.2022 Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

[…] Таким образом, выбросы двигателей транспортных средств относятся к выбросам передвижных источников, вместе с тем такие выбросы, в частности, на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, могут учитываться в составе выбросов от стационарных источников. […]

Тем самым Министерство природных ресурсов Российской Федерации подтверждает правомерность учёта выбросов от передвижных ИЗАВ в составе выбросов от стационарных источников (например: стоянка транспорта источник № 6001, проезд транспорта источник № 6002), без необходимости дополнительного учета передвижных ИЗАВ, так как эти выбросы и так учитываются в составе стационарных ИЗАВ.

P.S.: при согласовании проектной документации в разных территориальных органах Росприроднадзора мы столкнулись с разным толкованием Приказа № 871.

Пример. На предприятии есть 2 стоянки по 100 м/мест каждая, а также асфальтированный проезд для движения транспорта. На наш взгляд, согласно п. 5 Приказа № 871 разрешено учитывать передвижные ИЗАВ в составе стационарных источников, и не нужно отдельно учитывать передвижные ИЗАВ, чтобы не «задваивать» выбросы. Однако, некоторые территориальные органы Росприроднадзора, считают, что природопользователь должен дополнительно учитывать передвижные ИЗАВ на таких стоянках и проездах. На наш вопрос о соблюдении п. 5 Приказа № 871 нам сообщили, что п. 5 Приказа № 871 содержит противоречия, и орган оставляет за собой право читать так как его удобно.

На наш взгляд там нет никакого противоречия. Если передвижные ИЗАВ учтены на стоянках и проездах как стационарные источники, то дополнительного учета не нужно. Соответственно, таблица «Передвижные ИЗАВ» в Инвентаризации останется пустой, так как выбросы от передвижных ИЗАВ учтены как выбросы от стационарных источников.

Законодатель сообщает нам о необходимости учета стационарных и передвижных ИЗАВ, так как прошлый Приказ № 352 от 07.08.2018 не содержал требований по учету передвижных ИЗАВ (например: самолеты, водные суда, железнодорожный и автомобильный транспорт). Создалась ситуация, когда некоторые природопользователи не учитывали на своем предприятии стоянки, проезды, ремонт и обслуживание передвижных ИЗАВ. Поэтому, законодатель в Приказе № 871 добавил необходимость учета передвижных ИЗАВ. Однако, законодатель разрешил в п. 5 Приказа № 871 вести учет передвижных ИЗАВ на стоянках и проездах «по-старому» без дополнительного повторного учета. А в тех случаях, когда передвижные ИЗАВ не на стоянках и не на сооружениях (например: маневровые работы водных судов, маневровые работы воздушных судов), только в этом случае такие передвижные ИЗАВ должны быть учтены отдельно и соответственно должна быть в этом случае заполнена таблица «Передвижные ИЗАВ».

Соответственно, законодатель сообщает нам, что те природопользователи, которые учли в Инвентаризации выбросы от передвижных ИЗАВ как выбросы от стационарных источников не должны переделывать Инвентаризацию, не должны вести дополнительный учет и на них не возлагаются дополнительные расходы по корректировке Инвентаризации. А те природопользователи, которые не учитывали передвижные ИЗАВ на стоянках и сооружениях теперь должны провести корректировку Инвентаризации.

На наш взгляд, оговорка законодателя о том, что не нужно повторно учитывать передвижные ИЗАВ (на стоянках и сооружениях, если они учтены как выбросы от стационарных источников) относится исключительно для авто- и жд- транспорта, тем самым законодатель облегчает подавляющему большинству природопользователей бумажную волокиту и защищает природопользователей от дополнительных затрат по корректировке Инвентаризации.

Выводы:

1.      Источник выброса – это сооружение, в том числе стоянка транспорта, автомобильная дорога или железнодорожные пути (проезд транспорта);

2.      Передвижной источник – это не источник выброса, а транспортное средство;

3.      Передвижной источник не имеет определенного местоположения, а имеет маршрут движения от пункта А до пункта Б, с остановками или без;

4.      Стоянку и проезд транспорта, обслуживание и ремонт транспорта можно учитывать как стационарные источники выбросов;

5.      При учете передвижных ИЗАВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный дополнительный учет выбросов не требуется;

6.      Формирование таблицы «Передвижные ИЗАВ» выполняется, если на объекте ОНВ передвижные ИЗАВ не были учтены как выбросы от стационарных источников, а также эксплуатируются вне стоянок и сооружений (например, выбросы от маневровых работ водных судов или выбросы от маневровых работ воздушных судов).

7.      Формирование таблицы «Передвижные ИЗАВ» не выполняется, если природопользователь учет выбросы от передвижных ИЗАВ как выбросы от стационарных источников (например, учел выбросы от стоянки транспорта 6001 и проезд транспорта 6002).


Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗАпроект СЗЗОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.