Нужно ли перерабатывать НДВ при корректировке инвентаризации выбросов?

Основания для проведения корректировки данных инвентаризации выбросов определены в рамках пункта 45 "Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов <…>", утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется при изменениях состава, объема или массы выбросов в случае возникновения следующих обстоятельств:

  • изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
  • изменение объемов производства;
  • замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
  • реконструкция, модернизация установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в случаях:

  • выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
  • изменения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

При этом с учетом пункта 46 Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, корректировка инвентаризации выбросов обязательна (в случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов), если:

  • фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса,
  • или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

Предельный срок, в течение которого должна быть проведена корректировка данных инвентаризации выбросов в случае наступления оснований составляет 1 год со дня возникновения соответствующих обстоятельств.

 

Традиционно проведение работ по корректировке данных инвентаризации ассоциируется у природопользователей с необходимостью:

  1. пересмотра НДВ (разработки нового проекта нормативов ПДВ);
  2. получения нового санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам нормативов допустимых выбросов;
  3. пересмотра экологической документации (КЭР, декларации о воздействии на окружающую среду).

Однако следует учитывать, что само по себе проведение корректировки данных инвентаризации ещё не является основанием для совершения указанных действий, направленных на изменение нормативов допустимых выбросов.

 

В Порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов предусматривается необходимость "подготовки предложений для разработки новых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ" в случаях:

  • фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса;
  • или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

При этом нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников.

 

Одновременно, на основании п. 11 "Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух", утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055:

для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях:

  • изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического надзора;
  • изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта;
  • возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.