САК на объектах I и II категории

Комплексное экологическое разрешение.jpg

Как определить нужен ли САК (система автоматического контроля выбросов)?

Программа создания системы автоматического контроля (САК) должна быть разработана, если стационарные источники выбросов соответствуют 4-м критериям одновременно:
1) оборудование, от которого идут выбросы, входит в список из 23 пунктов различных технических устройств, определённый Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р.
2) выбросы от этих источников превышают лимиты, указанные для ключевых веществ в кг/час в п. 8 Постановления Правительства РФ № 262 от 13.03.2019 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ».
3) для измерения указанных веществ в условиях конкретных источников выброса существуют соответствующие методы и средства измерения выбросов загрязняющих веществ.
4) объекту присвоена 1-я категория НВОС.

 
Список технических устройств согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р:
1. Установки очистки газов и аспирационное оборудование при производстве кокса из каменного угля перед выбросом в атмосферный воздух.
2. Печи дожига отходящих газов процессов переработки природного газа.
3. Технологические печи и печи дожига отходящих газов процессов переработки нефти.
4. Установки по производству серы и серной кислоты при производстве нефтепродуктов.
5. Котлы паровые, работающие на жидком и твердом топливе, среднее время работы которых в течение последних 3 лет эксплуатации превышает 2000 часов в год (основной вид топлива определяется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации парового котла или как 90 процентов и более потребленного топлива в течение последних 3 лет эксплуатации).
6. Установки по обжигу и спеканию железной руды, руд цветных металлов с единичной производительностью 500 тонн в сутки и более.
7. Установки по производству чугуна и стали с единичной проектной мощностью 2,5 тонны в час и более (за исключением вагранок открытого типа).
8. Установки по производству никеля, меди и алюминия с проектной производительностью 5 тонн в час и более, а также ферросплавов, свинца и его сплавов с проектной производительностью 1 тонна в час и более.
9. Печи по производству листового и тарного стекла, стекловолокна с проектной производительностью 150 тонн в сутки и более (по расплавленной стекломассе).
10. Установки по производству керамических изделий путем обжига, в том числе кирпича, блоков (поризованного камня), керамической черепицы, керамической плитки, сантехнических керамических изделий, огнеупорных керамических изделий, с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более.
11. Печи, вращающиеся по производству клинкера цементного, с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более.
12. Печи, вращающиеся по производству извести, с проектной мощностью 80 тонн в сутки и более.
13. Печи дожига (сжигания), абсорберы, скрубберы, иные установки на производствах органических химических веществ, неорганических химических веществ и химических продуктов.
14. Установки получения аммиака и карбамида при производстве минеральных удобрений.
15. Сушильные барабаны и грануляторы при производстве минеральных удобрений.
16. Установки получения нитрата аммония при производстве азотных минеральных удобрений.
17. Установки по производству целлюлозы и древесной массы.
18. Установки по производству бумаги и картона с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более.
19. Котлы по сжиганию серосодержащих газов при производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.
20. Установки по сжиганию отходов I, II и III классов опасности, а также пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к употреблению, с проектной мощностью 200 кг в час и более.
21. Установки по сжиганию отходов IV и V классов опасности с проектной мощностью 3 тонны в час и более.
22. Установки по сжиганию биологических и медицинских отходов с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более.
23. Выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.

 
п. 8 Постановления Правительства РФ № 262 от 13.03.2019 «Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ»:
б) в выбросах от стационарного источника присутствует одно из следующих загрязняющих веществ, массовый выброс которых превышает значения:
взвешенные вещества - 3 кг/ч
серы диоксид - 30 кг/ч
оксиды азота (сумма азота оксида и азота диоксида) - 30 кг/ч
углерода оксид как показатель полноты сгорания топлива - 5 кг/ч
углерода оксид во всех остальных случаях - 100 кг/ч
фтористый водород - 0,3 кг/ч
хлористый водород - 1,5 кг/ч
сероводород - 0,3 кг/ч
аммиак - 1,5 кг/ч

01 января 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 177-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".

  В частности, Федеральным законом № 177-ФЗ статья 5 Федерального закона от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" дополнена частями 18 и 19 следующего содержания:
18. Стационарные источники выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, отнесенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категорий, оснащаются системами автоматического контроля (САК) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством Российской Федерации.
19. В случае, если на квотируемом объекте создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с положениями пунктов 9 и 10 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", такая система дополняется автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ согласно особенностям, указанным в части 18 настоящей статьи.
Отметим, что уже подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об особенностях создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ".


Чтобы установить систему автоматического контроля (САК) на предприятии, необходимо следующее:

1. Определить стационарные источники загрязнения (ИЗАВ), подлежащие контролю, и показатели загрязнения.

2. Разработать программу создания САК, включив в неё информацию о стационарных ИЗАВ, контролируемых показателях выбросов, местах и сроках установки измерительных и фиксирующих средств, а также состав и формат передачи данных.
3. Спроектировать и установить систему автоконтроля, учитывая положения ИТС 22.1-2016 и других ИТС по наилучшим доступным технологиям для вашей отрасли.
4. Осуществить приёмку и начать эксплуатацию системы. При этом должен присутствовать представитель территориального ведомства Росприроднадзора. Проверьте работоспособность системы, наличие документации, проведите тестирование передачи данных, опломбируйте места установки.

 
Системы автоматического контроля выбросов (САК) могут быть классифицированы по нескольким признакам:

По типу измеряемых веществ:
- Системы контроля выбросов в атмосферу (например, для мониторинга концентрации вредных веществ в воздухе).
- Системы контроля сбросов в водные объекты (для отслеживания качества сточных вод).
По способу измерения:
- Газоанализаторы (для измерения концентрации газов в выбросах).
- Анализаторы жидкости (для анализа состава сточных вод).
- Датчики температуры, давления, влажности и других параметров.
По области применения:
- Системы для промышленных предприятий (например, для контроля выбросов от дымовых труб).
- Системы для коммунальных служб (для мониторинга качества очистки сточных вод).
- Системы для транспортных средств (для контроля выбросов выхлопных газов).
По уровню автоматизации:
- Полностью автоматические системы, которые не требуют вмешательства человека для сбора и обработки данных.
- Полуавтоматические системы, где часть операций выполняется автоматически, а часть требует ручного вмешательства.
  

Компании, которые способны установить инженерную систему автоматического контроля выбросов на предприятии:

В России существует несколько компаний, специализирующихся на разработке и производстве оборудования для систем автоматического контроля за выбросами загрязняющих веществ. Одна из таких компаний - АО “Проманалитприбор”, расположенная в городе Бердске Новосибирской области. Компания поставляет газоанализаторы в комплекте с системой пробоотбора и пробоподготовки, обеспечивая возможность выдачи результатов в автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП).


   Таким образом, с 01.01.2024 г. законодательством будет установлена обязанность лиц, осуществляющих деятельность на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, по оснащению таких объектов системами автоматического контроля, дополненными автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ.
При этом изменениями предусмотрено, что стационарные источники выбросов, которые расположены на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, оснащаются системами автоматического контроля с учетом особенностей создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах, определяемых Правительством РФ.
  В случае, если на квотируемом объекте создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с положениями пунктов 9 и 10 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды", такая система дополняется автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ согласно особенностям, которые будут определены в акте Правительства РФ.
Также Федеральным законом от 28.04.2023 г. № 177-ФЗ статья 11 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" дополнена частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:
5.1. Оснащение системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ осуществляется:
1) на квотируемых объектах, расположенных в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, до 31 декабря 2025 года;
2) на квотируемых объектах, расположенных в городских поселениях и городских округах, отнесенных к территориям эксперимента в соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в течение двух лет и шести месяцев после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
5.2. В случае, если планом мероприятий по достижению квот выбросов предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, сроки оснащения таких стационарных источников выбросов определяются с учетом сроков реализации мероприятий в соответствии с планом мероприятий по достижению квот выбросов.
Отметим, что Федеральным законом от 28.04.2023 г. № 177-ФЗ установлены следующие сроки, до наступления которых лица, осуществляющие деятельность на квотируемых объектах, отнесенных к объектам I и II категорий, обязаны осуществить оснащение стационарных источников выбросов системами автоматического контроля стационарных источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ:
1) до 31 декабря 2025 года – на квотируемых объектах, расположенных в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита;
2) в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для отдельных территорий – на квотируемых объектах, расположенных в городских поселениях и городских округах, отнесенных к территориям эксперимента в соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ <…>".
При этом в случае, если планом мероприятий по достижению квот выбросов предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников выбросов, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, сроки оснащения таких стационарных источников выбросов определяются с учетом сроков реализации мероприятий в соответствии с планом мероприятий по достижению квот выбросов.
  Также необходимо рассмотреть вопрос о существующих рисках привлечения к ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля.
  Статьей 8.51 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за:
1) невыполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля;
2) несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля.
  В качестве санкций за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении или несвоевременном выполнении требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля, законодательством предусмотрено назначение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц – в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы и наказание за отсутствие КЭР очень строгие и большие. Рекомендуем как можно скорее начать сбор исходных данных, необходимых для разработки документации. Также обращаем Ваше внимание, что наша организация "СИСТЕМАЭКО" имеет большой опыт в разработке документации для объектов 1 категории НВОС и получении Комплексного экологического разрешения (КЭР). Мы уже получили КЭР для крупных заводов с численностью более 1000 сотрудников. Наш телефон 8 (861) 248-93-87

Заказать документацию, необходимую для получения Комплексного экологического разрешения, с сопровождением в Росприроднадзоре: 

страница - Контакты

Нормативные документы