В каких случаях нужно корректировать Инвентаризацию источников выбросов с учетом выбросов от передвижных источников?

В связи с вступлением в силу "Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных <…>", утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 появились справедливые вопросы о том, нужно ли корректировать Инвентаризацию в срочном порядке. Предлагаем разобраться в этом вопросе подробно.

Напомним, что Порядок проведения инвентаризации предусматривает необходимость проведения корректировки данных инвентаризации, в том числе, в случае изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

При этом корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее 1 года со дня возникновения указанного обстоятельства.

Таким образом, владельцы объектов НВОС должны будут провести корректировку данных инвентаризации до 01.03.2023 г. в случае, если после вступления в силу Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, оказалось, что документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Основной причиной необходимости корректировки данных инвентаризации остаются изменения, связанные с порядком инвентаризации выбросов от передвижных источников, постоянно или временно эксплуатируемых (функционирующих) на объекте НВОС.

Однако принято считать, что корректировка понадобится лишь тем хозяйствующим субъектам, которые ранее при проведении инвентаризации стационарных источников не учитывали выбросы от передвижных источников (например, посредством учета выбросов от таких неорганизованных источников, как стоянки и сооружения, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников).

Стоит разобраться, соответствует ли это убеждение действительности.

Для этого рассмотрим три примера.

Пример 1. В отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников. При этом на объекте не эксплуатируются (не функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Пример 2. В отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников. При этом на объекте эксплуатируются (функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Однако выбросы от таких передвижных источников были учтены при проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ (например, как выбросы неорганизованных источников).

Пример 3. В отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников. При этом на объекте эксплуатируются (функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Однако выбросы от таких передвижных источников ранее не были учтены при проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС.

Казалось бы, лишь в одной из перечисленных ситуаций потребуется проводить корректировку данных инвентаризации для цели учета в составе таких данных сведения о выбросах передвижных источников.

Но сделаем небольшое приближение, чтобы рассмотреть основания для корректировки и их применимость к обозначенным ситуациям.

Итак, выше мы указали, что корректировка данных инвентаризации проводится, в том числе, в случае изменения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Очевидно, что корректировка данных инвентаризации по указанному основанию не потребуется в примере 1, когда:

- в отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников;

- на объекте НВОС не эксплуатируются (не функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Также очевидно, что корректировка данных инвентаризации по указанному основанию потребуется в примере 3, когда

- в отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников;

- на объекте НВОС эксплуатируются (функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871;

- выбросы от таких передвижных источников ранее не были учтены при проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС.

Но как быть с примером 2, когда:

- в отношении объекта НВОС до 01.03.2022 г. проведена инвентаризация выбросов от стационарных источников;

- на объекте НВОС эксплуатируются (функционируют) постоянно или временно передвижные источники выбросов, подлежащие учету при проведении инвентаризации выбросов в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871;

- выбросы от таких передвижных источников были учтены при проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ (например, как выбросы неорганизованных источников)?

На первый взгляд, ситуация предполагает, что в данном случае изменения законодательства, связанные с инвентаризацией выбросов (вступление в силу Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871), нет необходимости соотносить с содержанием ранее подготовленной документацией по инвентаризации выбросов, так как сам Порядок допускает:

в случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Однако стоит сфокусироваться на нюансах.

Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, установлена не столько необходимость учета выбросов передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов в отношении объекта НВОС, сколько порядок такого учета и особенности фиксации, оформления, документирования полученных данных.

Порядком № 871, в частности, установлены новые (ране не существовавшие) требования к оформлению результатов инвентаризации выбросов, в частности, применительно к передвижным источникам. Так, в соответствии с введенными требованиями при проведении инвентаризации выбросов:

  • устанавливаются виды передвижных ИЗАВ с указанием их количества и используемого топлива;
  • определяются координаты мест эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта, а также маршрутов перемещения передвижных ИЗАВ по объекту ОНВ;
  • определяются скорости движения передвижных источников по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования);
  • на карту-схему [подготавливаемую в рамках систематизации сведений при проведении инвентаризации] наносятся маршруты перемещения, места эксплуатации, стоянки и ремонта (обслуживания) передвижных ИЗАВ;
  • передвижные ИЗАВ на объекте ОНВ нумеруются отдельно, при нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс "п";
  • расчеты выбросов осуществляются отдельно для передвижных ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения и описанием процедуры расчета с указанием применяемых методик (методов) расчета;
  • значения координат стационарных ИЗАВ, мест эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта, а также маршрутов перемещения передвижных ИЗАВ указываются с точностью до метра;
  • и, наконец, данные о выбросах от передвижных ИЗАВ указываются в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в таблице 3.8 приложения № 3 к Порядку.

Корректировка осуществляется в случае изменения законодательства, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Получается, что не требуется проводить корректировку данных инвентаризации (в том числе для цели отражения данных о выбросах передвижных источников) в случае, если документация по инвентаризации выбросов соответствует изменившимся требованиям законодательства, связанным с инвентаризацией выбросов.

И напротив, требуется проводить корректировку данных инвентаризации (в том числе для цели отражения данных о выбросах передвижных источников) в случае, если документация по инвентаризации выбросов не соответствует изменившимся требованиям законодательства, связанным с инвентаризацией выбросов.

При этом учитывая объем введенных (ранее не существовавших) требований к порядку проведению инвентаризации выбросов передвижных источников, а также требований к фиксации, оформлению и документированию данных о выбросах передвижных источников, полученных при проведении инвентаризации, шансы на то, что документация по инвентаризации выбросов, подготовленная до вступления в силу Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, будет соответствовать данному Порядку, стремятся к нулю.

Как следствие, прежде чем принимать окончательное решение об отсутствии необходимости проведения корректировки данных инвентаризации выбросов (учитывая, что выбросы от передвижных источников ранее были учтены при проведении инвентаризации выбросов на объекте НВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ (например, как выбросы неорганизованных источников)), стоит, на наш взгляд, проанализировать документацию по инвентаризации, подготовленную до 01.03.2022 г., на предмет соответствия требованиям Порядка, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.